Личный кабинет

Интервью с директором

23 ноября
Интервью с директором




























Текущий творческий сезон для двух театров, Тюза и театра кукол, начался беспокойно: старт капитального ремонта в здании, где под одной крышей с 1983 года живут и работают оба театра, и, в связи с этим, - переезд и обживание новых площадок. Кроме того, серьезные кадровые перемены, ставшие не только достоянием общественности, но и поводом для многочисленных громких публикаций в СМИ. Как складывается ситуация в обоих театрах на данный момент? Прояснить этот вопрос согласился директор театра кукол и директор Тюза Дмитрий Ардальонович Стрекалов.

- Дмитрий Ардальонович, в конце июня Вы объявили о своем уходе на пенсию. Потом Вы задержались на три месяца для того, чтобы перевести свой любимый театр кукол из основного здания во временное и обжить его. И вдруг в середине октября Вы не только не ушли с должности директора театра кукол, но еще и приняли Тюз. Как это понимать?

- Бес попутал. А если серьезно, то на середину октября ситуация сложилась такая: саботаж предыдущего директора привел к большой задолженности театра перед подрядчиком и его естественному желанию расторгнуть контракт на капитальный ремонт здания. Соответственно, одновременно возникло неосвоение выделенных федеральных средств, и, как следствие, перспектива прекращения федерального финансирования. Пришлось спасать ситуацию.

- Как на сегодняшний день живут оба театра?

- Оба театра находятся в нормальном рабочем состоянии и активно готовятся к новогодней кампании, которая является главным периодом творческого сезона для детских театров. В новогодней афише театра кукол два названия: это спектакль «Снегурушка» по сказке Вл. Даля (режиссер - заслуженный артист Республики Крым Николай Бойко, художник-постановщик – заслуженный работник культуры России Елена Береснева) и спектакль-игра для всей семьи «В лесу родилась елочка» (постановка – Ирина Климушкина, Людмила Морозова, сценография – Ольга Тимошина). В Театре юного зрителя главный режиссер Игорь Ларин работает над спектаклем по сказке Шарля Перро «Белоснежка и семь гномов». Мы надеемся порадовать наших зрителей новогодними премьерами и традиционно собрать полные залы.

- А как начался сезон в обоих театрах?

Театр кукол летом отремонтировал и обжил временный приют по адресу улица Свободы, дом 17 «Г», «обуюченный» и уже почти родной. ТЮЗ гостеприимно приняли сразу два учреждения культуры: КСК «Вознесенский» (казармы) и Дворец молодежи («Гигант»).
Осенью оба театра неоднократно гастролировали в Рыбинске и Костроме, много ездили по области; кроме того, театр кукол побывал с гастролями в Кирове. Везде ярославских артистов принимали очень хорошо, выступления прошли на аншлагах.

- Что еще интересного происходит в творческой жизни театров?

- В театр кукол вернулся главный режиссер Алексей Смирнов, на протяжении пяти лет бывший нашим творческим лидером и некоторое время назад ушедший в свободное плавание. Вернувшись, он сразу вместе с художником Еленой Бересневой погрузился в постановку спектакля по сказке Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Актерское трио в составе Ирины Климушкиной, Людмилы Морозовой и Ольги Тимошиной работают над спектаклем для самых маленьких зрителей «КотоВасия».
Главный режиссер Тюза Игорь Ларин, отметивший в этом сезоне десять лет службы в нашем театре, готовится к работе над спектаклем «Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского. Постановка приурочена к 200-летию со дня рождения великого русского драматурга. Еще в планах театра - постановка спектакля «Слово о полку Игореве». Предполагается, что театральными декорациями для этого спектакля в жанре квест станет территория бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря (ныне Ярославского музея-заповедника), где в конце XVIII века список этого «Слова» и был найден.

- Оба театра, которыми Вы руководите, детский и молодежный, первыми открывают подрастающему поколению дорогу в волшебный мир театрального искусства. Не секрет, что в последние годы воспитательная функция искусства, да и не только искусства, ослабла. Как обстоят дела в Ваших театрах с патриотическим воспитанием?

- Вы правы. Театральное искусство - очень мощное идеологическое оружие. Только не правда, что в последние годы оно ржавело. Пошлые поделки, заполонившие многие сцены – это в чистом виде идеологические диверсии, растлевающие молодого зрителя. Слава Богу, наш театр кукол дважды не поддался искушению получить весьма неплохие в материальном смысле гранты. Не буду называть фамилии, скажу только, что оба раза переговоры проходили в кабинете генерального директора Большого театра. Наоборот, спектакль «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - патриотический и духовный гимн, воспевающий и прославляющий лучшие качества русского народа. Да и спектакль «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Н. А. Некрасова - настоящее искусство, находящее горячий отклик в сердцах зрителей.
Репертуарная политика Тюза будет откорректирована с учетом необходимости патриотического воспитания молодых зрителей. Это и постановка «Слово о полку Игореве», о которой уже говорили, и предполагаемая инсценировка рассказов Захара Прилепина, которую предложил режиссер Антон Мараховский, уже поставивший в Тюзе два успешных спектакля.
Готовим концертную программу, которую, если потребуется, можно будет исполнять и в полевых условиях.
Прочное место в афише театра занимает русская классика: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Это подлинные шедевры русской патриотической литературы.

- Перед Вашим назначением директором Тюза театр сотрясал скандал. Как разрешилась эта драматическая ситуация?

- Прокуратура провела основательную проверку театра, законность увольнения моего предшественника и действия департамента культуры признаны обоснованными. Что касается писем коллектива в различные инстанции, то коллектив был введен в заблуждение некоторыми недобросовестными сотрудниками руководящего звена, с которыми театр сейчас расстается. Подробности позвольте опустить.

- Кадровые перемены в руководстве Тюза напрямую связаны с капитальным ремонтом здания театра. Как сейчас обстоят дела на этом фронте?

- Шило в мешке не утаишь. Скажу правду: ситуация с ремонтом сложная. Ремонт начат в конце весны и идет полным ходом, а, между тем, подготовительная работа, которая обычно длится несколько лет, не сделана совсем. Собственно, именно за это и был уволен предыдущий директор. Теперь наша задача заключается в том, чтобы, не останавливая строительные работы, за несколько месяцев подготовить то, на что обычно требуются годы. Команда, занимающаяся ремонтом, подобрана из крепких профессионалов. Генеральным подрядчиком является ООО «Виннер». Очень надеюсь, что у нас получится выпутаться из сложившейся ситуации.

- По плану капитальный ремонт должен быть закончен осенью 2024 года. Подтверждаете ли Вы эти сроки?

- Отвечу осторожно: если, не загадывая сроков, нам удастся закончить ремонт, выполнив все задуманное, и благополучно возвратить оба театра «домой», то мы будем очень и очень большие молодцы.

- Коллектив Тюза, наверное, был Вам не очень хорошо знаком, хотя театры и находились в одном здании. Теперь, возглавив театр и познакомившись с его труппой ближе, как Вы его находите?

- Есть очень толковые работоспособные сотрудники, их немало, но погоду делают не они. Небольшая, но сплоченная группа саботажников, имеющих покровителей в высоких кабинетах, давно и прочно захватила власть над Тюзом, и без боя не уйдет.

- Департамент культуры поддерживает Вас в этом вопросе?

- Да. Но не надо забывать, что слышать бодрый рапорт звонким голосом всегда приятнее, чем нудное и обстоятельное повествование о проблемах.

- 22 года назад Тюз и театр кукол были объединены, и Вы в течение двух лет были генеральным директором этого объединения. Потом произошло разделение театров. В настоящее время Вы руководите двумя отдельными театрами. Значит ли это, что театры в перспективе снова будут объединены?

- Изначально неправильная ситуация - размещение двух самостоятельных театров в одном здании, не могла не породить естественный конфликт. С организационно-хозяйственной точки зрения слияние театров - решение правильное. Однако каждый театр – это прежде всего творческий организм, хозяйство - вторично. В каждом коллективе сложились свои устоявшиеся традиции, свой микроклимат, поэтому тему слияния я бы снял вообще или отложил, по крайней мере, до завершения ремонта.

- Резюмируя вышесказанное, как ко всему этому относится руководство области?

- Руководство области, департамент культуры и департамент финансов прекрасно осведомлены о ситуации в обоих театрах, внимательно следят за динамикой.
Театр кукол стабильно благополучен.
Тюз, десятилетиями руководимый неправильно, полон проблем. Разрешимых, но требующих финансирования. Насколько Учредитель настроен на исправление ситуации, узнаем в конце января из утвержденного бюджета. Театральное искусство – штука дорогостоящая.

Лариса Драч.
Назад к списку